Если вы твердо намерены добиться самого лучшего звука в автомобиле, вам
не обойтись без сабвуфера. Сабвуфер обеспечивает достижение глубокого,
громкого баса, делая акустическое оформление автомобиля законченным и
безукоризненным. Многие авторитетные журналы рассказывают о сабвуферах,
тестируют различные модели известных марок, выбирая из них победителя.
Но так ли важно для обычного потребителя, что некий сабвуфер получил
высший балл в результате проведенных тестов? Ведь тестируются в основном
модели таких гигантов, как KENWOOD, PIONEER, SONY, не говоря уж о
производителях Hi-Fi аппаратуры - МТХ, JL Audio и др. Они настолько
хороши, что большой разницы в их звучании среднестатистическому уху
просто не ощутить. Так что, если вы не собираетесь участвовать со своим
автомобилем в конкурсах на лучшую автоакустику, то стоимость музыки в
машине не должна превышать 20% от стоимости автомобиля. И как бы не
сопротивлялись ценители хорошего автозвука - точкой отсчета должен быть
именно автомобиль. Вряд ли стоит покупать мощный дорогой сабвуфер, чтобы
озвучить и без того поющие детали салона продукта отечественного.
Поэтому рекомендуется к применению эта стандартная для многих система
расчета стоимости установки аппаратуры: если Вы купили автомобиль за
1500 долларов США, на музыкальное оформление не стоит тратить больше 300
долларов v те самые 20%. Сабвуферы бывают двух видов: активные и
пассивные. Активные сабвуферы, в отличие от пассивных, имеют встроенный
усилитель. При этом вам продается некий набор "быстрого приготовления с
готовностью к употреблению", т.е. вам стоит только подключить два
контакта от головного устройства, и система готова к работе. При этом
отсутствует необходимость в согласовании компонентов (головное
устройство - усилитель - сабвуфер). Однако у активных сабвуферов есть
свои минусы, а именно: при их изготовлении применяются более простые и
дешевые компоненты, что неминуемо сказывается на качестве звука. К
активным сабвуферам относятся такие модели как KENWOOD KRC-WA82RC,
PIONEER TS-WX205A, PANASONIC EAB-12132J, Earthquake ASB 10, Lanzar
HWT-8. Для подключения пассивного сабвуфера необходимо выбрать
усилитель, дающий при мостовом включении ту же мощность, которая
указывается в паспорте данного сабвуфера как номинальная. Теперь о типах
и конструктивных особенностях представленных на современном рынке
сабвуферов. Выделяют четыре типа сабвуферов: - сабвуферы закрытого типа,
имеющие герметичный корпус (closed); - сабвуферы фазоинверторного типа
(vented), характеризуются наличием фазоинвертора - щели или трубы,
служащей для настройки частотной характеристики компонента в области
низких частот; - сабвуферы полосового типа (bandpass) v отличаются от
вышеперечисленных тем, что сам динамик убран внутрь корпуса сабвуфера, а
звук излучается через фазоинвертор; - сабвуферы с пассивным радиатором
имеют второй динамик, служащий, по большей части, для понижения общей
резонансной частоты громкоговорителя. - Сабвуферы типа vented более
эффективно обеспечивают громкое и глубокое звучание, чем closed, но и
стоят дороже. Третий тип сабвуферов хорош тем, что помогает обойтись без
кроссоверов, выполняя роль фильтра, пропускающего сигналы с частотами в
определенной полосе и подавляющего всё вне данного диапазона. Но минус у
него тот же, что и у сабвуферов типа vented - усложнение и, как
следствие, удорожание конструкции. Сабвуферы с пассивным радиатором
распространены мало и эффективны только при ювелирной настройке в
автомобиле выше среднего класса. Громкость всех видов и типов сабвуферов
во многом зависит от положения компонента во внутреннем пространстве
автомобиля. Существующие автомобили по конструкции кузова можно
разделить на три основных типа: - седаны (к ним относятся вся ВАЗовская
"классика", ВАЗ-21099 и Волга 3110); - хэтчбэки (небольшие двухобъемные
автомобили). К этому типу относятся ВАЗ 2108-09, Москвич 2141; - кузова
типа универсал (большие двухобъемные автомобили), например, ВАЗ-2104. У
седана динамик и порт направлены прямо на заднее сиденье, причем
рекомендуется оставлять небольшой зазор величиной до 8 см между
сабвуфером и спинкой заднего сиденья. Во многих автомобилях (ВАЗ
2106-2107) на спинке заднего сиденья есть подлокотник. Идеально было бы
направить сабвуфер динамиком в эту часть сиденья, так как при этом
достигается максимальное проникновение в салон звука без видимого
урезания частотного спектра (эффекта "приглушения и гулкости",
свойственного большим корпусным сабвуферам). У автомобилей с кузовом
хэтчбэк максимальные результаты по звуковому давлению достигаются при
направлении динамика сабвуфера и порта фазоинвертора в сторону багажника
или вверх. В результате достигается необходимое отражение звука, при
котором звук проходит не через заднюю спинку сиденья, а через верхнюю
полку. В третьем случае (с кузовом универсал) сабвуфер направляется
динамиком и фазоинвертором назад. Отдельно стоит отметить компактные
сабвуферы. Они интересны тем, что вносят минимальные изменения в
интерьер автомобиля, располагаясь чаще
всего в скрытых от постороннего взгляда местах, что в современной России
очень актуально в связи с процветающими кражами автоаудиоаппаратуры.
Небольшие модели сабвуферов можно без особого труда разместить под
передними сиденьями или в полости торпеды над нишей для ног переднего
пассажира. Сторонников и любителей у этого отдельного типа сабвуферов
множество. Их привлекают многочисленные плюсы, а именно: простота
установки, незаметность, относительная дешевизна, маленькие габариты,
позволяющие экономить полезный объем багажники и др. Но стоит отметить и
характерный для компактных сабвуферов минус - применение динамика
меньшего диаметра (12 -13 см ), чем в стандартных сабвуферах. Чтобы
достигнуть необходимую "низость" частот динамика, не увеличивая его
размеры, конструкторы применяют разнообразные технические разработки:
новые формы корпуса, наполнение внутреннего объема минеральной ватой,
компрессионный режим работы динамика и т.п. И все же компактный сабвуфер
играет не слишком громко. Именно поэтому не стоит ставить его в задней
части автомобиля - вы его просто не услышите. Среди компактных
сабвуферов наибольшей популярностью пользуются PANASONIC ЕАВ- 1213J,
Blaupunkt CMS-265, PIONEER TS-WX50, RCF BL 130. Стоит отдельно
остановиться на оригинальных по конструкции сабвуферах, таких как
указанный выше компактный сабвуфер PIONEER TS-WX50. Он предназначен для
установки в запасное колесо автомобиля. И хотя задумка сама по себе
весьма оригинальная, но реального применения ей найти трудно. Дело в
том, что на типичных хэтчбэках и седанах, когда запасное колесо
находится в специальной нише под толстым ковриком, его будет просто не
слышно, а в седанах типа ВАЗ-2106-07 звук не сможет дойти от вертикально
расположенного колеса - опять же не хватит мощности. Да и эксплуатация
такого сабфувера создает достаточно много трудностей. В заключение стоит
отметить, что ваш выбор сабвуфера будет напрямую зависеть от того, чем
вы хотите пожертвовать - деньгами, временем или внутренним пространством
вашего автомобиля. Можно поступить иначе - обратиться к
профессиональным установщикам автоаудиоаппаратуры, и они по вашему
заказу сделают не только индивидуальный сабвуфер, но и
идеально-гармоничную музыкальную систему в вашем автомобиле. Все опять
же зависит от суммы, которую вы готовы потратить.
|